суббота, 7 марта 2015 г.

Наши метания и переезд

Вот и подошли к концу наши полгода проживания в Австралии и с ним -  договор аренды на квартиру. Встал вопрос: оставаться или менять жилье. Арендодатель и агент, который курирует квартиру, могут приходить в квартиру с проверкой (у них это называется inspection), количество проверок оговаривается в договоре. Вот и надумали хозяева квартиры, которую мы снимали, провести инспекцию в декабре. О проверке было договорено где-то за месяц по телефону, а потом уже и по почте (они тут вообще все протоколируют, все договоренности обязательно зафиксированы письменно). После просмотра агент (тут по всем проблемам, возникающим в процессе съема жилья занимается агент, только если уж никак без арендодателя не обойтись, он (агент) обращается к нему. Напрямую съемщик (tenant - тенант) с хозяином общаться не может. Точнее, может, но как правило, сам хозяин не хочет и платит немалые деньги агенту, чтобы тот делал это за него. После инспекции наш агент написал нам, что арендодатели хотят с нами продлить контракт на год (до этого контракт был на полгода) с сохранением действующей арендной платы (550 долларов за неделю - в Австралии арендная плата понедельная). Мы, привыкшие, что в России и на Кипре обычно снижают цену и рассчитывающие на это, были немного разочарованы. Я описала нашу ситуацию в сообществе в Фейсбуке. И что бы вы думали? Оказывается, нам крупно повезло, что была предложена та же стоимость. Обычно арендодатели при продлении контракта повышают арендную плату на 10-15 долларов в неделю. А если жилец не согласен - что ж, агент найдет нового (причем хозяин платит агенту за поиски нового квартиросъемщика и за рекламу, а еще, может быть в убытке -  квартира же какое-то время может стоять пустая. Где здравый смысл - не понятно). И за два месяца до завершения договора аренды мы приступили к поиску нового жилья.
Соответственно встал следующий из череды вопросов: менять район или оставаться в Маскоте. Тут мы призадумались. Плюсов в этом районе много: до школы и магазинов 5 минут ходьбы, до моря можно доехать за 10 минут на автобусе, рядом с центром, близко станция трейн, вроде как привыкли уже. Но минусы тоже были: гул взлетающих самолетов (находясь в квартире невозможно услышать говорящего в этот момент), достаточное количество проживающих мусульман (я не расистка, но их опасаюсь) и школа.
Школа оказалась ключевым моментом. Живя уже в Австралии, я узнала о наличии сайта. на котором можно посмотреть информацию по каждой школе Австралии - http://www.myschool.edu.au/. Там можно найти профайл школы (сколько учителей, учеников, сколько детей, у которых английский второй язык (я ориентировалась по этой цифре, в школе в Маскоте - 73%), как финансируется школа и много другой полезной информации. Самый важный момент, на который я еще ориентировалась - это результаты экзамена NAPLAN. Это ежегодное тестирование для 3 и 6 классов по нескольким параметрам: reading (чтение), persuasive writing (словарь перевел как "искусство литературного убеждения"), spelling (это когда слово по буквам произносят), grammar and punctuation (грамматика и пунктуация) и numeracy (арифметика). Данные по этому экзамену даны в различных интерпретациях, я смотрела сравнение с другими австралийскими школами. В маскотной школе результаты были средненькие.
Итак, мы решили менять район. Следующая проблема  - какой район выбрать? Чтобы:
а) школа была хорошая,
б) мужу можно было бы ездить на велике до работы (30-40 минут),
в) самолеты не летали, а если бы летали, то тихо,
г) продуктовые магазины и медицинский центр в шаговой доступности,
д) национальный состав района, уровень преступности.
Нашли подходящий район западнее и севернее - Кройдон (Croydon) и стали смотреть квартиры
Квартиру в Маскоте муж снимал без нас, и поэтому много моментов прошло мимо меня. В этот раз я прочувствовала весь процесс поиска, съема и переезда от и до. Постараюсь описать все нюансы и ничего не забыть.
Информация о сдающемся в Австралии на данный момент жилье можно найти на одном сайте (что очень удобно) - http://www.realestate.com.au/rent. Тут же агенты публикуют объявления о продаже недвижимости, и еще есть куча всего полезного. Кстати, очень распространен такой тип аренды жилья, как share (от слова "делиться"). Люди (или даже семьи без детей) снимают комнату в квартире или доме (муж так жил первый месяц в Австралии), таким образом можно снять подешевле или поближе к центру. Итак, вернемся к поиску. На этом сайте можно задать параметры (тип жилья, количество спален, максимальная арендная стоимость и т.д.) и планировать выходные для просмотра квартир - самая муторная часть. Время просмотра квартир (inspections) публикуются на сайте (просто тупо позвонить агенту и назначить удобное для тебя время не получится). Обычно это суббота, и на просмотр отоводится 15-30 минут. Если квартира понравилась - надо заполнить application form (заявка на аренду жилья) как можно быстрее и ждать решения. Обычно это все очень быстро происходит: в субботу смотрите, если понравилось - отправляете заявку, в понедельник агент все заявки рассматривает, показывает их хозяину, выбирают потенциального жильца. Теперь заявитель должен внести залог (bond) в размере 4-недельной арендной платы. Залог вносится в фонд Fair Trading, который регулирует отношения между арендодателем и арендующим (чтобы никто никого не обманул),  и возвращается (или не возвращается) после того, как жилец съедет с квартиры и сделает ее уборку. В каком размере возвращается залог решает агент. Еще хочется отметить, что бонд возвращается с процентами (видимо, они эти деньги где-то "крутят"). Наш процент за полгода от 2200 долларов составил 10 центов (аха-ха!!!). Пока залог не внесен, квартира за вами не "закреплена".
Квартиры мы начали смотреть сразу после новогодних праздников (а договор у нас заканчивался 25 февраля). И практически со всеми что-то было не то: то комнаты маленькие, то нет балкона, то кладовки, а то и того и другого. После просмотра некоторых просто хотелось прийти домой и помыться. Так мы убивали выходные, наверное, недели три, и в итоге нашли более-менее нормальный для нас вариант. Агент с хозяином квартиры нас одобрили, мы внесли залог и через неделю пришли в агентство подписывать контракт. По сравнению с Россией и Кипром бумажек надо подписать ооооочень много. Во-первых, сам договор аренды - 8 страниц мелкого шрифта в две колонки. во-вторых, 10 страниц фотографий квартиры (photo inspection report) (состояние полов, шкафов, стен, сантехники со всех ракурсов). в-третьих, отчет о состоянии квартиры (condition report), в котором описываются все изяны (царапины. следы плесени, сколы) - перед тем, как заехать, мы с этим отчетом должны были сходить в квартиру и все сверить. в-четвертых, расписка о получении ключей (для квартиры в маскоте в этой расписке были даже фотографии ключей). Многовато, не правда ли?
Ну, квартиру сняли, надо теперь разбираться с переездом. Переезжали мы немало, но это был первый раз, когда мы переезжали с мебелью и бытовой техникой. Даже если бы мы сняли машину, холодильник туда бы не полез. В Австралии есть специальные службы, организующие перевозки для переезда. Мы обратились в одну из них, причем бронировать время перевозки надо за 10 суток (вот нам и пригодился запас по времени). Эта служба дает в аренду на 10 дней вот такие специальные пластиковые контейнеры:


Вот такие стройные ряды были у нас в день переезда (но это далеко не все):


И вот, все упаковано, мебель разобрана, бытовая техника отключена и готова к погрузке. В назначенное время приехали два дядечки, бодренько все погрузили и поехали на нашу новую квартиру. На погрузку, дорогу и разгрузку ушло всего 3 часа.
Ну хорошо, с переездом мы разобрались. Осталось теперь завершить дела на уже предыдущей квартире. По договору мы должны были уведомить агента о том, что съезжаем за 3 недели. Квартиру мы нашли недель за 5 до его окончания и сказали об этом (как оказалось, зря). На почту нам через несколько дней пришло письмо с уведомлением, что мы должны освободить жилье до 25 февраля и бумажка, на которой подробно было описано, как должна быть убрана квартира (ковер - профессиональная чистка, никаких следов мыла в ванной и душевой, никаких разводов на стеклянных и зеркальных поверхностях и т.д.).
А сейчас расскажу, почему мы зря сказали заранее о том, что съезжаем. Агент сразу же стала договариваться с нами о проведении показов квартиры. Подразумевалось, что это будет удобное для нас время. Я сразу сказала, что после 4 для меня неудобно, потому что младший спит в это время. Агент присылает письмо об инспекции со временем 4.30. Я ей говорю - нам неудобно, она - ну, может быть 4.15 тогда подойдет. Причем не дождавшись моего согласия на 4.15 она уже разместила это время на сайте. Вроде как наше мнение учитывается, а на самом деле и не учитывается. И показывали квартиру 2 раза в неделю все время, пока мы там жили (это где-то показов 8). Для меня было очень странно такое большое количество показов: во время поиска квартиры я следила за некоторыми вариантами, обычно они расходились как горячие пирожки, и одного показа было достаточно. И сама квартира-то хорошая. Значит, дело все было в цене.
Фух, ну вроде ничего не забыла, все описала. В следующем посте напишу про наши новое жилье и район.

Комментариев нет:

Отправить комментарий